Стресс: симптомы, причины, реакция организма на эмоциональное напряжение. Стресс: базовые реакции нашего тела Стрессовые реакции человека

16.10.2023 Препараты

Экология здоровья: Многим из нас полезно будет узнать об эффективных методиках, с помощью которых мы можем справится с последствиями эмоционального стресса и напряжения, вернуть гармонию, баланс в свое физическое, эмоциональное и ментальное самочувствие, чувствовать себя полными сил и энергии.

Многим из нас полезно будет узнать об эффективных методиках, с помощью которых мы можем справится с последствиями эмоционального стресса и напряжения, вернуть гармонию, баланс в свое физическое, эмоциональное и ментальное самочувствие, чувствовать себя полными сил и энергии.

Подчас мы страдаем от воздействия на нас накопленных мелких стрессов, а иногда испытываем серьезную травму.

Инструкторы–кинезологи по всему миру экспериментировали с применением методик «Целебного прикосновения» для оказания помощи в ситуации незначительного и серьезного эмоционального стресса, и в данной статье обобщается результаты их работы.

Для того, чтобы понять, как мы можем помочь сами себе справиться со стрессом, важно сначала понять основные реакции нашего организма на стресс.

Несмотря на то, что мы все разные, что причины нас расстраивающие и реакции наших организмов тоже разнятся, существуют определенные шаблоны, по которым в организме происходят изменения.

Ганс Селье, основатель исследований стресса обнаружил, что за стрессом кроется глубинный процесс – базовые реакции тела, по сути, одинаковые для всех людей. Этот процесс он назвал общим адаптационным синдромом (ОАС) и показал, что он начинает действовать на нас, как только мы понимаем, что нам нужно как-то отреагировать на изменения.

Виды реакций:

Стадия 1: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Когда мы только сталкиваемся со стрессом, незамедлительно мозг посылает сигнал телу выброса в кровь гормона стресса из желез, где они вырабатываются и накапливаются. Эти гормоны переносятся в каждую часть тела.

Они производят множество метаболических изменений, но для нас важно понять два из них:

1. Кровь начинает обходить пищеварительный тракт и обильно поступает к скелетным мышцам. Там гормоны стресса подготавливают каждую клетку к выработке большого объема энергии.

2. Снижается приток крови к передней части мозга (коре головного мозга), то есть отключаются второстепенные области мозга, оптимизируются наши процессы мышления.

Теперь мы готовы к действию. Если стрессор слабый и необходимость реагирования невелика, процесс замирает на этой первоначальной стадии. Мы возвращаемся к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает свое воздействие или необходимость реагирования велика, то мы переходим на следующую стадию ОАС.

Стадия 2: ОТВЕТ.

Общеизвестное название этой стадии – «борьба / бегство». В ней мы пытаемся справиться со стрессором и защитить себя. В целом, наш выбор прямолинеен:

  • мы принимаем изменение, если можем;
  • избегаем его, если не можем его принять;
  • боремся с ним, когда не можем уклониться от него;
  • сдаемся ему, если вынуждены.

Предположим, что мы решаем бороться с изменением. Тогда мозг автоматически направляет больше крови к лицу, шее и груди. Так верхняя часть тела готовится к физической борьбе. По этой же причине, когда мы злимся, наше лицо краснеет.

При бегстве кровь отливает от лица, шеи и груди и подается в руки и ноги, чтобы легче было бежать. Вот почему лицо бледнеет, когда нам страшно.

Наше тело все равно мобилизуется, даже если мы просто испытываем гнев или страх не предпринимая никаких действий, поэтому после эмоциональных потрясений мы так часто остаемся с напряженными и уставшими мышцами.

При «борьбе и бегстве» кровь отводится от передней доли мозга. В этой области мозга находится наше сознательное мышление, которое помогает нам в решении наших сложных проблем. Чем в большем стрессе мы находимся, тем больше эта функция отключается. Контролируют ситуацию более ранние и примитивные центры мозга. Эти решения принимаются неосознанно, на основании наших инстинктов, основной целью которых является выживание.

К счастью, наши стрессоры зачастую рассеиваются сами по себе, или же мы справляемся с ними. Если мы эффективно реагируем, то гормоны стресса сжигаются, циркулирующие в нашем кровотоке, организм возвращается к нормальному состоянию.

Но, временами наши попытки справиться с изменениями превышают наши возможности, тогда вступает в силу другой защитный механизм.

Стадия 3: ПОТРЯСЕНИЕ.

Мы ошеломлены, потеряли равновесие, не знаем куда направиться. Мы уже не владеем собой, разваливаемся на части, теряем голову. Не можем ясно мыслить, ничего не помним, заходим в тупик и полностью теряемся. Все мы испытывали неприятные симптомы ПОТРЯСЕНИЯ.

Но не все знают из нас, что задача этого состояния - предотвратить фатальную стрессовую перегрузку, что испытываемая нами физическая, умственная дезориентация нам на самом деле помогает. Бывают моменты, когда в наш организм выбрасывается чрезмерная доза гормонов стресса. Запускаемые ими реакции – зачастую полезные – нарушают химическую структуру нашего тела.

Попытки справиться с постоянными проблемами нас выматывают и истощают. Сильный эмоциональный шок может резко повысить уровень гормонов стресса.

События могут слишком быстро следовать друг за другом. Наступает момент, когда мы должны остановиться и вернуть себе состояние внутреннего баланса. Если этого не произойдет, наши физиологические реакции нас в итоге убьют. Механизм ПОТРЯСЕНИЯ рассчитан на то, что мы вовремя остановимся.

В отличие от стадии ОТВЕТА, которая мобилизует нас на принятие изменений, ПОТРЯСЕНИЕ нас демобилизует. Кровь отводится от конечностей и направляется к органам брюшной полости, печень, легкие и почки начинают выводить из крови гормоны стресса.

В мышцах становится меньше крови, рукам и ногам становится намного труднее двигаться. Такое состояние подталкивает нас к тому, чтобы замедлиться и отдохнуть. В то же время, кровообращение в мозге снижается еще больше, чтобы снизилась наша умственная способность для того, чтобы мы не могли слишком быстро отреагировать на что-то новое.

Небольшие передозировки стресса ведут к небольшим ПОТРЯСЕНИЯМ. С нами чаще случаются неприятности, мы теряем интерес и совершаем ошибки при выполнении повседневных дел, испытываем чувство, будто отстаем, не успеваем или замечаем, что начинаем откладывать все на потом.

Более серьезное ПОТРЯСЕНИЕ проявляется в виде затуманивания мышления, откровенной невнимательности или даже головокружения. На этом уровне физическая активность требует дополнительных усилий. Мы можем чувствовать усталость, которая не уходит даже после сна. Из-за того, что в области живота накопилось много крови, можно ощущать тяжесть, возникает желание присесть или прилечь.

Высокую степень ПОТРЯСЕНИЯ можно быстро определить, если человек легко падает в обморок.

Шокирующие новости и нестерпимая боль обычно дают такой результат, что представляет собой последнюю грань защиты от слишком трудных для данного человека ситуаций.

Многие могут быть подавлены стадией ПОДАВЛЕНИЯ, потому осознают, что утратили контроль, но фактическая функция этой стадии – защита. После периода стресса необходим период восстановления, чтобы организм мог устранить повреждения и начать все заново.

Для нас наибольший интерес представляет функционирование передних отделов мозга в тот момент, когда мы находимся в состоянии стресса, поскольку теория, лежащая в основе методики Высвобождения эмоционального стресса (ВЭС), которую мы используем в «Целебном прикосновении», состоит в следующем:

Прикосновение к лобным буграм восстанавливает должное кровоснабжение передней доли мозга, чтобы мы могли справляться со стрессом сознательно, а не бессознательно.

Недавние исследования показали, что несмотря на то, что нижние нервные центры мозга контролируют большинство наших реакций на стресс, определенные реакции лежат в сфере ответственности передних отделов мозга.

Лобная кора головного мозга регулирует сердечный ритм и силу сокращений сердца, в момент стресса перенимает некоторые другие функции организма от нижних нервных центров мозга. Однако лобная доля может вызвать чрезмерную реакцию на стресс, что, в некоторых случаях, может привести к инфаркту и смерти.

Данные исследований свидетельствуют, что, по крайней мере, у 15% людей, умерших от инфаркта, не было закупорки корональных артерий, следовательно, причиной смерти этих людей явилось нечто иное, а не недостаточный приток крови.

Доктор Джеймс Скинер из Медицинского колледжа Бейлора на основании своих исследований показал, что животные могут умереть от фибрилляции сердца (нерегулярного сокращения сердечных мышц) даже в том случае, если приток крови к сердцу достаточен.

По его данным, у животных с недостаточным притоком крови к сердцу не возникает фибрилляции, если они не находятся в состоянии стресса. Сердце ни в коем образе не реагирует на стресс, если удалена передняя доля головного мозга или если деятельность лобной коры блокирована («Физиология сегодня», июль 1980г., с. 124)

Это Вам будет интересно:

Что мы можем для себя понять из этого исследования?

Изменения в притоке крови к лобной коре головного мозга в состоянии стресса являются одним из факторов, который не только снижает нашу способность думать и сознательно справляться со стрессом, но также и непосредственно провоцировать некоторые чрезмерные реакции систем нашего организма.

Используя методики «Целебного прикосновения» мы можем нормализовать функции головного мозга и вернуться к нормальной способности мыслить и нормальным реакциям организма, даже несмотря на то, что мы испытываем стресс. опубликовано

по материалам работ Н. Джокел и Л. Уайт Фергюсон

Экология сознания. Психология: Многим из нас полезно будет узнать об эффективных методиках, с помощью которых мы можем справится с последствиями эмоционального стресса и напряжения, вернуть гармонию, баланс в свое физическое, эмоциональное и ментальное самочувствие, чувствовать себя полными сил и энергии.

Многим из нас полезно будет узнать об эффективных методиках, с помощью которых мы можем справится с последствиями эмоционального стресса и напряжения, вернуть гармонию, баланс в свое физическое, эмоциональное и ментальное самочувствие, чувствовать себя полными сил и энергии.

Подчас мы страдаем от воздействия на нас накопленных мелких стрессов, а иногда испытываем серьезную травму.

Инструкторы-кинезологи по всему миру экспериментировали с применением методик «Целебного прикосновения» для оказания помощи в ситуации незначительного и серьезного эмоционального стресса, и в данной статье обобщаются результаты их работы.

Для того, чтобы понять, как мы можем помочь сами себе справиться со стрессом, важно сначала понять основные реакции нашего организма на стресс.

Несмотря на то, что мы все разные, что причины нас расстраивающие и реакции наших организмов тоже разнятся, существуют определенные шаблоны, по которым в организме происходят изменения.

Ганс Селье, основатель исследований стресса обнаружил, что за стрессом кроется глубинный процесс – базовые реакции тела, по сути, одинаковые для всех людей. Этот процесс он назвал общим адаптационным синдромом (ОАС) и показал, что он начинает действовать на нас, как только мы понимаем, что нам нужно как-то отреагировать на изменения.

Виды реакций:

Стадия 1: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Когда мы только сталкиваемся со стрессом, незамедлительно мозг посылает сигнал телу выброса в кровь гормона стресса из желез, где они вырабатываются и накапливаются. Эти гормоны переносятся в каждую часть тела. Они производят множество метаболических изменений, но для нас важно понять два из них:

1. Кровь начинает обходить пищеварительный тракт и обильно поступает к скелетным мышцам. Там гормоны стресса подготавливают каждую клетку к выработке большого объема энергии.

2. Снижается приток крови к передней части мозга (коре головного мозга), то есть отключаются второстепенные области мозга, оптимизируются наши процессы мышления.
Теперь мы готовы к действию. Если стрессор слабый и необходимость реагирования невелика, процесс замирает на этой первоначальной стадии. Мы возвращаемся к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает свое воздействие или необходимость реагирования велика, то мы переходим на следующую стадию ОАС.

Стадия 2: ОТВЕТ.

Общеизвестное название этой стадии – «борьба/бегство». В ней мы пытаемся справиться со стрессором и защитить себя. В целом, наш выбор прямолинеен:

    мы принимаем изменение, если можем;

    избегаем его, если не можем его принять;

    боремся с ним, когда не можем уклониться от него;

    сдаемся ему, если вынуждены.

Предположим, что мы решаем бороться с изменением. Тогда мозг автоматически направляет больше крови к лицу, шее и груди. Так верхняя часть тела готовится к физической борьбе. По этой же причине, когда мы злимся, наше лицо краснеет.

При бегстве кровь отливает от лица, шеи и груди и подается в руки и ноги, чтобы легче было бежать. Вот почему лицо бледнеет, когда нам страшно.

Наше тело все равно мобилизуется, даже если мы просто испытываем гнев или страх не предпринимая никаких действий, поэтому после эмоциональных потрясений мы так часто остаемся с напряженными и уставшими мышцами.

При «борьбе и бегстве» кровь отводится от передней доли мозга. В этой области мозга находится наше сознательное мышление, которое помогает нам в решении наших сложных проблем. Чем в большем стрессе мы находимся, тем больше эта функция отключается. Контролируют ситуацию более ранние и примитивные центры мозга. Эти решения принимаются неосознанно, на основании наших инстинктов, основной целью которых является выживание.

К счастью, наши стрессоры зачастую рассеиваются сами по себе, или же мы справляемся с ними. Если мы эффективно реагируем, то гормоны стресса сжигаются, циркулирующие в нашем кровотоке, организм возвращается к нормальному состоянию.

Но, временами наши попытки справиться с изменениями превышают наши возможности, тогда вступает в силу другой защитный механизм.

Стадия 3: ПОТРЯСЕНИЕ.

Мы ошеломлены, потеряли равновесие, не знаем куда направиться. Мы уже не владеем собой, разваливаемся на части, теряем голову. Не можем ясно мыслить, ничего не помним, заходим в тупик и полностью теряемся. Все мы испытывали неприятные симптомы ПОТРЯСЕНИЯ.

Но не все знают из нас, что задача этого состояния - предотвратить фатальную стрессовую перегрузку, что испытываемая нами физическая, умственная дезориентация нам на самом деле помогает. Бывают моменты, когда в наш организм выбрасывается чрезмерная доза гормонов стресса. Запускаемые ими реакции – зачастую полезные – нарушают химическую структуру нашего тела.

Попытки справиться с постоянными проблемами нас выматывают и истощают. Сильный эмоциональный шок может резко повысить уровень гормонов стресса.

События могут слишком быстро следовать друг за другом. Наступает момент, когда мы должны остановиться и вернуть себе состояние внутреннего баланса. Если этого не произойдет, наши физиологические реакции нас в итоге убьют. Механизм ПОТРЯСЕНИЯ рассчитан на то, что мы вовремя остановимся.

В отличие от стадии ОТВЕТА, которая мобилизует нас на принятие изменений, ПОТРЯСЕНИЕ нас демобилизует. Кровь отводится от конечностей и направляется к органам брюшной полости, печень, легкие и почки начинают выводить из крови гормоны стресса.

В мышцах становится меньше крови, рукам и ногам становится намного труднее двигаться. Такое состояние подталкивает нас к тому, чтобы замедлиться и отдохнуть. В то же время, кровообращение в мозге снижается еще больше, чтобы снизилась наша умственная способность для того, чтобы мы не могли слишком быстро отреагировать на что-то новое.

Небольшие передозировки стресса ведут к небольшим ПОТРЯСЕНИЯМ. С нами чаще случаются неприятности, мы теряем интерес и совершаем ошибки при выполнении повседневных дел, испытываем чувство, будто отстаем, не успеваем или замечаем, что начинаем откладывать все на потом.

Более серьезное ПОТРЯСЕНИЕ проявляется в виде затуманивания мышления, откровенной невнимательности или даже головокружения. На этом уровне физическая активность требует дополнительных усилий. Мы можем чувствовать усталость, которая не уходит даже после сна. Из-за того, что в области живота накопилось много крови, можно ощущать тяжесть, возникает желание присесть или прилечь.

Высокую степень ПОТРЯСЕНИЯ можно быстро определить, если человек легко падает в обморок.

Шокирующие новости и нестерпимая боль обычно дают такой результат, что представляет собой последнюю грань защиты от слишком трудных для данного человека ситуаций.

Многие могут быть подавлены стадией ПОДАВЛЕНИЯ, потому осознают, что утратили контроль, но фактическая функция этой стадии – защита. После периода стресса необходим период восстановления, чтобы организм мог устранить повреждения и начать все заново.

Для нас наибольший интерес представляет функционирование передних отделов мозга в тот момент, когда мы находимся в состоянии стресса, поскольку теория, лежащая в основе методики Высвобождения эмоционального стресса (ВЭС), которую мы используем в «Целебном прикосновении», состоит в следующем:

Прикосновение к лобным буграм восстанавливает должное кровоснабжение передней доли мозга, чтобы мы могли справляться со стрессом сознательно, а не бессознательно.

Недавние исследования показали, что несмотря на то, что нижние нервные центры мозга контролируют большинство наших реакций на стресс, определенные реакции лежат в сфере ответственности передних отделов мозга.

Лобная кора головного мозга регулирует сердечный ритм и силу сокращений сердца, в момент стресса перенимает некоторые другие функции организма от нижних нервных центров мозга. Однако лобная доля может вызвать чрезмерную реакцию на стресс, что, в некоторых случаях, может привести к инфаркту и смерти.

Данные исследований свидетельствуют, что, по крайней мере, у 15% людей, умерших от инфаркта, не было закупорки корональных артерий, следовательно, причиной смерти этих людей явилось нечто иное, а не недостаточный приток крови.

Доктор Джеймс Скинер из Медицинского колледжа Бейлора на основании своих исследований показал, что животные могут умереть от фибрилляции сердца (нерегулярного сокращения сердечных мышц) даже в том случае, если приток крови к сердцу достаточен.

По его данным, у животных с недостаточным притоком крови к сердцу не возникает фибрилляции, если они не находятся в состоянии стресса. Сердце ни в коем образе не реагирует на стресс, если удалена передняя доля головного мозга или если деятельность лобной коры блокирована («Физиология сегодня», июль 1980г., с. 124)

Что мы можем для себя понять из этого исследования?

Изменения в притоке крови к лобной коре головного мозга в состоянии стресса являются одним из факторов, который не только снижает нашу способность думать и сознательно справляться со стрессом, но также и непосредственно провоцировать некоторые чрезмерные реакции систем нашего организма.

Используя методики «Целебного прикосновения» мы можем нормализовать функции головного мозга и вернуться к нормальной способности мыслить и нормальным реакциям организма, даже несмотря на то, что мы испытываем стресс. опубликовано

по материалам работ Н. Джокел и Л. Уайт Фергюсон

Реакция организма на стресс зависит от индивидуальных особенностей, поэтому часто проявляется у людей по-разному. Однако при этом существуют однотипные рефлексы, возникновение которых зависит от вида раздражителя, который оказал воздействие на организм.

Как организм реагирует на стресс?

Острая реакция на стресс протекает в 2 формах:

  • первая срабатывает по принципу возбуждения;
  • вторая проявляется в процессах торможения.

Защитная реакция первого типа сопровождается двигательной активностью, хаотичными движениями, сильно проявленной мимикой и жестами. В таком состоянии человек начинает быстро говорить, при этом фразы логически незавершенные, часто повторяющиеся.

При замедленном реагировании человек теряет ощущение реальности, а события, происходящие вокруг, кажутся ему выдуманными. Люди с таким типом реакций впадают в ступор или погружаются в апатию. Они могут перестать двигаться. Мимика и жесты часто отсутствуют. При таком поведении человек не ощущает опасности ситуации и не может никак себя защитить, что часто приводит к фатальным последствиям.


Виды реакций организма на стресс

Проявление признаков, симптомов при стрессе зависит от того, насколько выработана стрессоустойчивость. У психически здорового человека этот показатель на высоком уровне. Автоматически определяется система действий, которая поможет выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для организма. Если же у человека низкий уровень стрессовой устойчивости, у него наблюдается дезадаптивное поведение.

Организм располагает 4 видами реакций, проявление которых зависит от его индивидуальных особенностей.

Поведенческие реакции на стресс

Изменение поведения — наиболее быстрая реакция на психологические стрессоры. Одни люди испытывают напряжение в мышцах, у них учащается дыхание, наблюдаются сбои в психомоторных функциях. У другого типа личностей развивается бессонница, нарушается сложившийся распорядок дня. При этом в обоих случаях человек испытывает напряжение, у него падает продуктивность деятельности, он может поменять свою социальную роль в обществе, будет стараться избегать привычного круга общения.


Физиологические

На физиологическом уровне стресс влияет на все системы организма. Так, происходят сбои в работе органов пищеварения, что может проявляться, например, тошнотой. Перенапряжение оказывает воздействие на функционирование парасимпатической нервной системы, в результате чего наблюдается повышение уровня глюкозы в крови, артериального давления. К физическим расстройствам относят частое, прерывистое дыхание. У человека начинается сильное потоотделение, он может начать стучать зубами, барабанить пальцами и т.д. Такие проявления организма носят индивидуальный характер.

Физиологической реакцией является выброс адреналина. Этот процесс происходит в мозгу, после чего возникает повышение гормона в крови. Такая реакция помогает человеку определить, что нужно делать в стрессовой ситуации, повышает концентрацию, стимулирует работу всех систем и позволяет держаться организму в тонусе. Благодаря таким проявлениям человек может быстро выйти из опасного положения с минимальным вредом для себя.


Эмоциональные

Эмоциональные реакции сводятся к таким проявлениям, как гнев, апатия и депрессия.

При гневе человек погружается в состояние фрустрации. Он не может быстро удовлетворить важные для него потребности. Следствием гнева часто становится агрессивное поведение.

При апатии человеком овладевает чувство равнодушия, безразличия ко всему происходящему. У него пропадает интерес к осуществлению какой-либо деятельности.

Депрессия развивается при длительном пребывании в стрессе. Нередко в эту болезнь переходит состояние апатии. При таком виде реакции человек нуждается в помощи врача-психиатра.

Наиболее частой формой реагирования на проблемные ситуации становится тревожность, которая проявляется в постоянном чувстве беспокойства, перерастающего со временем в навязчивый страх.


Последствия стрессовых реакций

Несмотря на то что иммунная система защищает организм, при стрессах он работает на пределе своих возможностей, что может привести к его быстрому истощению.

Постоянное нервное напряжение и тревожность негативно влияют на психическое состояние человека, что может стать причиной таких заболеваний, как различного вида психозы, истерия и т.д. Под влиянием постоянного стресса у людей меняется характер: они становятся агрессивными, озлобленными, конфликтными.

На физиологическом уровне развиваются болезни органов желудочно-кишечного тракта и кожные заболевания. Большую опасность представляет депрессия, которая не дает человеку возможность нужным образом оценивать себя и окружающую действительность.

Иногда организм не может сразу отреагировать на потрясение, что приводит к возникновению запаздывающих реакций. Они могут проявить себя через какое-то время.

Ряд исследователей приводят следующую схему стрес­совых реакций (Вейтен, Ллойд, 1994) (рис. 2).

Ранее нами уже были рассмотрены следующие уровни приведенной схемы: стрессоры (потенциально стрессовые объективные события), субъективная когнитивная оцен­ка, физиологическая реакция. Важнейшей составляющей психологического стресса является эмоциональная реак­ция на стресс.

Эмоциональная реакция. Как правило, стрессовые ситуации вызывают у нас сильные эмоции, чаще негатив­ные, но возможны и позитивные. Простой и однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоци­ями не существует.

Наиболее распространенные эмоциональные реакции на негативное стрессовое воздействие можно разделить на два типа: стенические (раздражение, злость, гнев) и асте­нические (опасение, апатия, печаль, грусть, оцепенение). Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варь­ировать по интенсивности от легкого раздражения до приступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция типич­на, например, в том случае, если на пути к достижению желаемой цели возникает непреодолимое или труднопрео­долимое препятствие (в психологии для обозначения такой ситуации используется термин «фрустрация»). Пожалуй, наиболее распространенной эмоциональной реакцией на стресс является эмоция страха той или иной интен­сивности. Иногда стресс ухудшает настроение, вызывая уныние и грусть. Такая реакция особенно характерна в стрессовой ситуации, которую невозможно изменить. Эмоциональные реакции на стресс могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Даже отрицательные эмоции, возникающие при стрессе, могут служить важным целям. Например, подобно физи­ческой боли, неприятные эмоции могут сигнализировать о неблагополучии и необходимости что-то предпринять.

Реакции на стресс

Эмоциональная реакция

(раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль и т.д.)

Физиологическая реакция

(возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения и т.п.)

Поведенческая реакция

(попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то,

заняться самобичеванием, обратиться за помощью,

решить проблему, выразить эмоции и т.п.)

Рис. 2.Уровни реакций на стресс

Позитивной эмоциональной реакцией на стресс явля­ется, прежде всего, общее эмоциональное возбуждение, связанное с выбросом энергии на стадии мобилизации ре­сурсов (резистентности). Как показывают многочислен­ные исследования, эффективность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения. Однако уве­личение эффективности происходит до определенного предела, после которого возбуждение достигает такой силы, что становится разрушительным. Уровень возбуж­дения, которому соответствует самый высокий показатель продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения. Этот оптимальный уровень разли­чен для разных задач. Отчасти он зависит от сложности задачи. Общее правило таково, что чем сложнее задача, тем ниже оптимальный уровень возбуждения.

Поведенческая реакция. Поведенческая реакция на стресс прежде всего включает в себя действия по его пре­одолению. Преодоление стресса – это действия, направ­ленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс. Люди справляются со стрессами множеством раз­личных способов. Выбор человеком той или иной страте­гии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индиви­дуальными особенностями самого человека. Важно заме­тить, что именно от стратегии преодоления в значительной степени зависит, будут ли последствия каждого конкрет­ного стресса позитивными или негативными.

Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессозна­тельная) и реакция борьбы (как правило, осознанная).

К последней можно отнести так называемые копинг-механизмы (или механизмы совладания). По определе­нию Р. Лазаруса, копинг-механизмы – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации пси­хологической угрозы. Эти стратегии носят активный ха­рактер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации. Копинг-механизмы охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы функционирования личности и реализуются в следую­щих формах.

а) в когнитивной (познавательной) сфере:

отвлечение или переключение мыслей на другие темы;

принятие ситуации как чего-то неизбежного (фило­софия смирения);

снижение серьезности создавшейся ситуации с по­мощью юмора, иронии;

проблемный анализ сложившейся ситуации, обду­мывание стратегии своего поведения;

сравнение себя с другими, находящимися в относи­тельно худшем положении;

придание личностного смысла создавшейся ситуа­ции, например, отношение к сложившейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа.

б) в эмоциональной сфере:

отреагирование отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме;

подавление отрицательных эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля;

в) в поведенческой сфере:

отвлечение – обращение к какой-либо деятель­ности;

проявление альтруизма – забота о других, когда соб­ственные потребности отодвигаются на второй план;

активная защита – действия, направленные на из­менение ситуации;

активный поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содей­ствие и понимание.

Существуют и бессознательные реакции, направлен­ные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой си­туации. К ним относятся механизмы психологической защиты, представление о которых первоначально было сформировано в рамках психоаналитической теории (впер­вые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «За­щитные нейропсихозы»). Эти механизмы направлены на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить трав­мирующие моменты воздействия стресса на личность.

Вспомните басню И. Крылова «Лиса и виноград». Лисе было легче объявить виноград незрелым, чем признаться даже самой себе в том, что она не может его достать.

На сегодняшний день специалистам известно более двадцати видов механизмов психологической защиты. Среди них можно назвать:

вытеснение – невозможность вспомнить какое-либо событие, либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации;

отрицание – защитный механизм, при котором раз­личные факты, содержащие в себе угрозу для человека, от­рицаются или не воспринимаются им;

проекцию – неосознанное наделение другого чело­века собственными чертами и свойствами, перенос своих чувств и переживаний на другого человека или в другую ситуацию;

регрессию – переход к более ранним, менее зрелым и адекватным образцам поведения;

рационализацию – построение приемлемых мо­ральных, логичных обоснований для объяснения и оправ­дания неприемлемых импульсивных форм поведения;

сублимацию – направление энергии на социально одобряемые, как правило, творческие сферы человечес­кой деятельности;

подавление – изгнание из памяти неприятных, вы­зывающих неудовольствие воспоминаний, образов, мыс­лей, желаний и др.

Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении трав­мирующего воздействия нежелательных событий на пси­хику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личнос­ти о себе.

Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механиз­мы совладания, в то время как у незрелых, дисгармонич­ных, инфантильных личностей – механизмы психоло­гических защит.

Вернемся к вопросу влияния индивидуальных и лич­ностных особенностей человека на возникновение и раз­витие стресса.

Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.

Многочисленными исследованиями установлена зави­симость развития психологического стресса от следующих индивидуальных и личностных характеристик человека: возраста, общего состояния здоровья, типа нервного реа­гирования и темперамента, локуса контроля, психологи­ческой выносливости (устойчивости) и самооценки.

Возраст. Установлено, что наиболее уязвимы перед стрессовым воздействием дети и люди пожилого возрас­та. Как правило, их отличает высокий уровень тревоги и напряжения, недостаточно эффективная адаптация к из­меняющимся условиям, длительная эмоциональная реак­ция на стресс, быстрая истощаемость внутренних ресурсов.

Общее состояние здоровья. Очевидно, что люди, имеющие крепкое здоровье, в целом лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей действительно­сти, легче переносят негативные физиологические изме­нения, возникающие в организме под воздействием стрессора, имеют больший запас внутренних ресурсов для поддержания фазы резистентности. У людей, страдающих заболеваниями сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезнью, бронхиаль­ной астмой, нервно-психическими расстройствами и рядом других заболеваний, под воздействием стресса про­исходит резкое обострение этих заболеваний, влекущее за собой тяжелые последствия для их здоровья.

Тип нервного реагирования и темперамент. Индиви­дуальная реакция человека на стрессовое воздействие в значительной мере предопределена врожденными свой­ствами его нервной системы. Понятие типов нервной сис­темы (или типов высшей нервной деятельности) было вве­дено И. Павловым. Первоначально рассматривались два ос­новных типа нервной системы: сильный и слабый. Сильный тип, в свою очередь, подразделялся на уравновешенный и неуравновешенный; а уравновешенный – на подвижный и инертный. Указанные типы были сопоставлены с клас­сическими представлениями о типах темперамента.

Темперамент – это совокупность соответствующих ди­намических свойств поведения, своеобразно сочетающих­ся в каждом индивиде (Гиппенрейтер, 2002) . Согласно мнению большинства исследователей, темперамент – это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность. В научно-популярной литературе по психологии часто можно встретить упоминание о четырех типах темперамента: сангвиник (сильный, уравно­вешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравнове­шенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешен­ный) и меланхолик (слабый). Указанные типы темперамента впервые были описаны Гиппократом, а в дальнейшем представления о них были развиты многочисленными исследователями в области физиологии и психологии. В настоящее время такое пред­ставление о темпераменте имеет в большей мере истори­ческую, чем научную ценность, так как в действительности совокупность динамических свойств поведения человека и их сочетания значительно многообразнее. Тем не менее, опираясь на указанную типологию, можно в общих чертах рассмотреть влияние темперамента на развитие стрессо­вой реакции у человека.

Темперамент характеризуется в основном энергетичес­ким резервом личности и скоростью обменных процессов. От него зависит, каким способом реализуются действия и не зависит их содержательная сторона. Например, влия­ние темперамента на внимание отражается на устойчиво­сти и переключаемости внимания. Влияя на память, темперамент определяет скорость запоминания, легкость воспоминания и прочность сохранения. А его влияние на мышление проявляется в беглости мыслительных опера­ций. Эффективность решения задач не всегда соотносит­ся с высокой скоростью мыслительных операций. Порой неторопливый меланхолик, тщательно обдумывающий свои действия, достигает лучших результатов, чем сверх­скоростной холерик.

В экстремальной ситуации влияние темперамента на спо­соб и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего тем­перамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования.

Чем же отличаются друг от друга люди, имеющие раз­ный темперамент? Прежде всего, у них разная эмоцио­нальная организация, проявляющаяся в чувственной подвижности и в склонности лиц разных темпераментов реагировать на ситуацию преимущественно одной из врож­денных эмоций, которые отличаются только мощностью. Холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к поло­жительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бур­ному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положитель­ным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмо­циям страха и тревоги.

Ярко характеризуют указанные типы темперамента обоб­щенные бытовые определения: про холериков говорят, что они эмоционально взрывчаты, про сангвиников, что они отличаются эмоциональной живостью, про флегматиков – эмоционально невыразительны, а меланхоликов считают эмоционально чуткими и ранимыми (Грановская, 2004).

Холерики и сангвиники лучше справляются с задачами, в которых есть место творчеству, флегматики и меланхоли­ки – с задачами, требующими жестко регламентирован­ного выполнения.

В целом, люди с сильным типом высшей нервной дея­тельности легче переносят воздействие стрессовой ситуа­ции, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воз­действия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим тем­пераментом, особенно остро они реагируют на возникно­вение внезапного препятствия на пути к достижению по­ставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельно­сти. У сангвиников эмоциональный фон немного более спокойный: их эмоции быстро возникают, имеют среднюю силу и малую продолжительность. Источником стресса для обоих типов скорее будет однообразие, монотонность, ску­ка, чем события, требующие активных действий и вызыва­ющие сильные эмоции. Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в эмоциях. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отрабо­танными, стереотипными действиями, в то же время не сто­ит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс перено­сят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утеше­ний. При необходимости действовать в стрессовой ситуа­ции меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль.

Как уже было отмечено, следует иметь в виду, что ука­занная типология темперамента является упрощенной схе­мой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.

Для того, что бы определить тип темперамента, мы пред­лагаем вам воспользоваться следующей методикой Айзенка (Кокс, 1981) .

Инструкция:

Вам необходимо ответить «Да» или «Нет» на предложенные ниже вопросы.

    Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?

    Часто ли бывает у Вас беспокойное чувство, что Вам что-либо хочется, а Вы не знаете что?

    Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

    Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда пе­чальным без какой-либо причины?

    Вы обычно держитесь «в тени» в компаниях?

    Всегда ли Вы в детстве делали незамедлительно и безро­потно то, что Вам приказывали?

    Бывает ли у Вас дурное настроение?

    Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмол­чаться, надеясь, что все обойдется?

    Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

    Нравится ли Вам находиться среди людей?

    Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?

    Упрямитесь ли Вы иногда?

    Могли бы Вы назвать себя бесчестным?

    Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

    Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

    Часто ли Вы чувствуете себя усталым и апатичным без се­рьезной причины?

    Вы по натуре живой человек?

    Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

    Часто ли Вам что-то надоедает, и Вы чувствуете себя «сы­тым по горло»?

    Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо иной одеж­де, кроме повседневной?

    Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

    Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?

    Часто ли Вы погружены в собственные мысли?

    Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

    Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?

    Часто ли Вы думаете о своей работе?

    Очень ли Вы любите вкусно поесть?

    Нуждаетесь ли Вы в дружеском расположении человека, чтобы выговориться, когда раздражены?

    Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?

    Хвастаетесь ли Вы иногда?

    Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?

    Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пой­ти на скучную вечеринку?

    Бываете ли Вы иногда таким беспокойным, что не можете усидеть на месте?

    Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и даже раньше, чем следовало бы?

    Бывают ли у Вас головокружения?

36. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения их?

    Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоя­тельно, а не обсуждая с другими?

    Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не де­лали никакой тяжелой работы?

    Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было как нужно?

    Беспокоят ли Вас ваши нервы?

    Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем дей­ствовать?

    Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сде­лать сегодня?

    Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, тун­нелю?

    При знакомстве Вы обычно первыми проявляете инициа­тиву?

    Бывают ли у Вас сильные головные боли?

    Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

    Трудно ли Вам заснуть ночью?

    Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

    Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

    Долго ли Вы переживаете после произошедшего конфуза?

    Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

    Часто ли с Вами случаются неприятности?

    Любите ли Вы рассказывать забавные истории друзьям?

54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

    Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?

    Когда обстоятельства против Вас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?

    Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Обработка теста

Ответы нужно просчитать по двум шкалам «X» и «Y», затем найти точку пересечения. Та область, где находится точка пересечения, и есть ваш темперамент. Например, если по шка­ле X = 10, a пo Y = 13, то точка пересечения будет лежать в области «Флегматик»; или если точка X = 20, a Y = 3, то точ­ка пересечения будет лежать в области «Холерик».

Таблица 3

Ключи для шкалы «Х» и щкалы «¥»

Шкала «X»

13 да

22 да

25 да

32 да

51 да

53 да

Шкала «¥»

2нет

Таблица 4

Таблица результатов

Y обидчивый

тревожный

беспокойный

неподатливый

агрессивный

неуравновешенный

возбудимый

пессимистичный

переменчивый

замкнутый

импульсивный

необщительный

оптимистичный

активный

меланхолик

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

флегматик

сангвиник

пассивный

общительный

старательный

открытый

вдумчивый

разговорчивый

миролюбивый

доступный

сдержанный

беспечный

надежный

уравновешенный

беззаботный

спокойный 24

Y инициативный

Локус контроля. Локус контроля определяет, на­сколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку и влиять на ее изменение. По­зиции людей по этому вопросу располагаются между дву­мя крайними точками: внешним (экстернальным) и внутренним (интернальным) локусом контроля. Экстерналы воспринимают большинство происходящих собы­тий как результат случайности или действия внешних сил, неподвластных человеку. Интернат, наоборот, считает, что только некоторые события находятся вне сферы челове­ческого влияния. Даже катастрофические события, с их точки зрения, могут быть предотвращены хорошо проду­манными действиями человека. Интерналы располагают более эффективными когнитивными копинг-механизма-ми. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, позволяющей им влиять на значимые для них события. Интерналы имеют также выраженную тенденцию разрабатывать конкрет­ные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, они могут развивать умение владеть собой на­столько, что это позволяет им более успешно справлять­ся со стрессовыми ситуациями.

Психологическая выносливость (устойчивость) 2 . К психологической выносливости специалисты относят целый ряд факторов, среди которых уже отмеченные ранее локус контроля и самооценка, а также уровень критичнос­ти, оптимизм, наличие внутренних конфликтов, убеждения и моральные ценности, влияющие на придание личност­ного смысла стрессовой ситуации.

Каждый человек обладает своей индивидуальной спо­собностью справляться со стрессовой ситуацией. У каж­дого есть свой «пороговый уровень» стресса. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Чем важнее для человека чувство безопасности, стабильности и предска­зуемости, тем болезненнее он будет переносить стрессовое событие. Отмечено также, что люди оптимистичные, жиз­нерадостные психологически более выносливы. Большое значение имеет личностное понимание человеком смысла происходящего стрессового события. Известный психиатр В. Франки убедительно показал в своих работах (в частно­сти, в книге «Человек в поисках смысла»), что человек мо­жет вынести все, что угодно, если видит в этом смысл.

Самооценка. Самооценка – это оценка своих воз­можностей. Если люди оценивают себя и, соответственно, свои возможности достаточно высоко, то вероятно, что они будут воспринимать стрессовые ситуации как преодолимые, а следовательно, менее тяжелые в плане эмоционального реагирования. Таким образом, при возникновении стрес­са люди с адекватно высокой самооценкой справляются с ним лучше, чем люди с низкой самооценкой, что дает им дополнительную информацию о своих возможностях и, в свою очередь, способствует дальнейшему укреплению их самооценки.

Выводы

Сталкиваясь с трудными ситуациями, человек повсед­невно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Психологический стресс – это поня­тие, используемое для обозначения широкого круга эмо­циональных состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздей­ствия (стрессоры).

На развитие психологического стресса оказывают влия­ние многочисленные факторы, среди которых можно отме­тить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком, влияние прошлого опыта человека, осведомленность (информированность) о ситуации, инди­видуальные и личностные особенности человека. В свою очередь, стресс оказывает воздействие на психические процессы человека, в частности на высшие психические функции.

Человек реагирует на стрессовое воздействие на физи­ологическом, эмоциональном и поведенческом уровне. От вида реагирования, в частности от выбора стратегии пре­одоления, в значительной степени зависит, какими будут последствия каждого конкретного стресса.

Стресс! Само звучание этого английского слова, кажется, доносит до нас энергию некой мрачной, полной угроз стихии. Так же как и в русском слове «смерч», слышатся неодолимые, слепые и беспощадные силы природы. Стресс – это угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых придирок своего шефа, и его язва желудка, скорее всего следствие стресса. Стресс – это комплекс боли и страха у человека, когда бормашина высверливает полость в больном зубе, стресс – это автомобильная авария.

Диспетчер огромного аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это, возможно, сотни погибших авиапассажиров; спортсмен-штангист, до предела напрягающий каждую мышцу и безумно жаждущий победы на олимпийских играх; журналист, старающийся вовремя поспеть в редакцию с сенсационным материалом; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все эти люди испытывают стресс и его тяжелые последствия. Новой заботой психиатров на Западе стал, говорят «инфляционный стресс»; они теперь все больше беседуют с пациентами о деньгах, пытаясь чуть ли не планировать их расходы

Ученые изучают стресс у зимовщиков Антарктиды, у людей, работающих на Памире в условиях высокогорья, у рабочих, «привязанных» к ленте конвейера, у трудящихся в ночную смену. Исследователи в лабораториях стараются имитировать стресс в опытах с животными. Испытываются самые различные вызывающие стресс факторы – «стрессоры». Стрессором для собаки, грызущей хвост, может быть даже ласковое прикосновение руки хозяина. Стрессором для зайца в лесу – свежие следы лисицы

В экспериментах подопытную крысу заставляют часами бежать во вращающемся колесе, захлебываясь водой, плавать с грузом или без него в бассейне. Стресс у кроликов вызывают, например, обездвиживанием, крепко привязывая его на сутки к столу.

Даже растения, как полагают, переживают стрессовые состояния. Впервые, по-видимому, стресс у растений отчетливо наблюдали в Берлине, когда там было введено газовое освещение. При этом погибли столетние липы на знаменитой Унтер ден Линден.

В Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах физиологи растений стараются установить зоны толерантности (терпимости) растений к ухудшению внешних условий, очертить область температур, влажности, силы света, те контуры, где растения находятся в комфортных условиях и где для них начинается стрессовая зона.

Словом «стресс» вовсю пользуются экологи. Они сделали смелый шаг – вывернули этот термин наизнанку, применив понятие «стресс» к результатам воздействия человека на окружающую среду. И попытка оказалась удачной – появилась возможность ввести меру «давления» техногенных факторов на природу. Так возник «индекс стресса». На его основе была составлена таблица, в которой первые, но отнюдь не почетные места занимает пестицидная, углекислотная, тепловая и прочая химическая и промышленная «нечисть». Подверженность к стрессу зависит и от профессии человека. Считается (оценки сделаны за рубежом), что наибольший стресс испытывают шахтеры – 8,3 условного балла, полицейские – 7,7, репортеры – 7,5. Наименьшие же потери несут астрономы – 3,4 балла, музейные работники – 2,8 и библиотекари – 2. Немалый стресс испытывает человек во время защиты диссертации. Используя телеметрические системы, удалось «скрытой камерой» зарегистрировать сердечную деятельность диссертанта. Временами частота сердечных сокращений увеличивалась у него до 160 ударов в минуту (как после быстрого бега!), резко «пульсировала» форма зубцов электрокардиограммы

На представительных научных форумах обсуждаются всевозможные виды стресса. Стресс физический, болевой, холодовой, эмоциональный, стресс военный, индустриальный, психический, медицинский, спортивный, космический. Начать – не перечесть!. Специального внимания заслуживают стрессовые ситуации, возникающие в школе и имеющие отношение к учёбе ребёнка: контрольные работы, домашние задания, отметки, экзамены (как в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ).

1 Что такое стресс?

Итак, стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом, психологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.). Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь – это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс. Поэтому под стрессом понимают реакции организма на негативные воздействия внешней среды. Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил. Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий: например, положительный эмоциональный фон.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Дистресс (в переводе с английского distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основные реакции человека на стрессовую ситуацию

1. Реакция стресса

Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т. е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

2. Пассивность

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

3. Активная защита от стресса

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п.)

4. Активная релаксация (расслабление)

Повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую.

Факторы, влияющие на развитие стресса.

1. Генетическая предрасположенность

2. Тип высшей нервной деятельности

3. Детские неврозы

4. Различные факторы среды, в том числе биологические и социальные.

Таким образом, стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Очевидно, что повышение стрессоустойчивости может оказать серьёзное влияние на состояние физического и психического состояния учащихся и успешность обучения в школе, а следовательно при сдаче экзаменов.

Методика и испытуемые.

Данное исследование проводилось на базе школы МОУСОШ п. Коммунистический в первом полугодии 2008-2009 учебного года. Исследование проводилось в 9-11 классах. В исследовании участвовало 57 человек. Для получения результатов использовались методики: диагностика «САН» и «Шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга».

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Цель: Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики:

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Итоговый показатель по каждой категории может находиться в диапазоне от 1 до 7 баллов. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Шкала ситуативной тревожности.

Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озадаченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, в данном случае экзамен, и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени. Эта методика была создана Ч. Д. Спилбергом. Цель: Выявить уровень ситуативной тревожности во время экзамена.

Описание методики:

Бланк шкалы включает в себя инструкцию и 20 вопросов-суждений. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности Итоговый показатель по шкале может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше показатель, тем выше уровень ситуативной тревожности. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Анализ данных и выводы.

Таким образом, анализируя полученные результаты по 2 методикам всех учащихся нашей школы 9-11 классов по отношению к экзамену можно разделить на три группы:

I группа учащихся, экзамен не является для них стрессом (т. к. они не испытывают волнения).

II группа, они находятся на грани между стрессовым и не стрессовым состоянием.

III группа. Экзамен является для них стрессом.

Поэтому при правильно организованном педагогическом процессе подготовка к экзаменам может приносить радость, а сдача экзаменов служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. В нашей школе имеется антистрессовая программа производственной фирмы”Аматея “, которая позволяет сгладить тревожные переживания и сопутствующие им реакции во время подготовки к экзаменам. Учащиеся нашей школы с удовольствием посещают такие занятия.

Кроме того существуют специальные приёмы релаксации по снижению экзаменационного стресса.

Смехотерапия.

Давно известно, что смех - это лучшее лекарство, которое особенно хорошо действует против стресса. Смех является сигналом центрам стрессового синдрома отключить свою защитную аварийную систему. Какой это прекрасный инструмент для преодоления стресса! Когда Вы смеетесь, отдыхают лицевые мышцы, падает эмоциональное напряжение. Как это сбрасывает напряжение, когда человек способен посмеяться над существующими проблемами, когда о тревожащих мыслях высказываются откровенно, когда видят перспективу изменения своего положения. Поэтому, когда возникнут трудности, вспомните анекдоты, смешные истории, позовите друзей и смейтесь на здоровье!

Релаксационные упражнения

Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие.

Танцевальная терапия.

При творческом отношении танец приобретает свойства, позволяющие высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.

Также я предлагаю следующую Стратегию сдачи экзамена.

Спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте зубрежку. Психологи говорят, что тогда в памяти остается лишь материал, отработанный утром. Не опаздывайте на экзамен, не одевайтесь вызывающе. Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо подготовлены по нему, просить экзаменационную комиссию заменить его. Помните, что вторая попытка оценивается на балл ниже.

Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопросов. За время, отведенное на подготовку (а это 20 – 25 минут), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово, а лучше постарайтесь составить подробный план, запишите формулировки, примеры. Отшлифуйте и зафиксируйте начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что методички, справочники и т. п. , находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена, - ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.

Ответ советую начать с плана. В этом случае преподаватель сразу оценит не только круг вопросов, которые вы собираетесь изложить по билету, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ. Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, выявлением взаимосвязей различных явлений и закономерностей. Держитесь уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но не громким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос должен продолжаться не более 5 – 7 минут. Кроме того, не исключено, что произведенное на преподавателей впечатление будет настолько сильным, что они не будут задавать вам дополнительные вопросы. Надеюсь, что данные советы помогут вам хорошо подготовиться к экзаменам и сдать их только на «5».