Урок 4 кл жизнь леса. Жизнь леса. Экологические связи. План изучения природного сообщества

13.03.2024 Препараты
  1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя.
  2. По рисунку учебника познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

1. Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дятел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: бабочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд. 11. Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лесная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
  2. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Что такое лес

Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит. В любом лесу главные растения - деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес - это не только деревья. Лес - это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве живут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,-бактерии. Они - важная часть лесного сообщества.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
  • Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.

План изучения природного сообщества

  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.
  • Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом - только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.

  • По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4-6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Проверь себя

  1. Что такое лес?
  2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
  3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
  4. Как обитатели леса связаны между собой?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: природное сообщество.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
  3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

На следующем уроке

Познакомимся с природным сообществом луга, сравним луг и лес. Будем учиться правильно вести себя на лугу.

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: определять с помощью атласа - определителя растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество по плану в учебнике, обсуждать рассказы о лесе из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. - формулировать свое мнение и позицию.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

основные правила поведения в природе

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое лес, какие организмы со-ставляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообще-ства по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои на-блюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

1.Рассмотрите в гербарии растения смешан-ного леса. Определите их с помощью атласа- определителя.

2.По рисунку учебника (с. 166 — 167) позна-комьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

4.Что же такое лес? Попробуйте дать опре-деление. Проверьте себя по тексту учебника.

Изучение нового материала ЧТО ТАКОЕ ЛЕС

Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дя-тел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: ба-бочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд.

Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лес-ная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

Каждый представляет себе лес. Но если спро-сить: «Что такое лес?», не каждый легко отве-тит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Расте-ния предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семе-на растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы ви-дим, что живые организмы в лесу тесно связа-ны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от нежи-вой природы. Так, солнечный свет, воздух, во-да необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве жи-вут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,—бактерии. Они — важ-ная часть лесного сообщества.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.По своим наблюдениям расскажи, какие рас-тения, животные, грибы встречаются в лесах ва-шего края

2.Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если по-требуется, исправь ошибку, видоизменяя модель

3. Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользовать-ся и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природ-ных сообществ.

План изучения природного сообщества

1.Название сообщества.

2.Какие организмы составляют сообщество.

3.Экологические связи в сообществе.

4.Значение сообщества для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

6.Охрана сообщества.

Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль
в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу.

Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в
лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений пере-гнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда
набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их ли-
чинки, а в другом — только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно
долго.

По приведённому плану дай харак-теристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нару-шений не было?

Проверь себя

Что такое лес? 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы? 3. Какие группы организмов составляют природное сооб-щество леса? 4. Как обитатели леса связаны между собой?

Вывод

Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Задания для домашней работы

1Запиши в словарик: природное сообщество.

2.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё по-ведение в природе: были ли поступки, за кото-рые тебе стыдно, или такие, которыми ты гор-дишься.

3.Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуй-тесь атласом-определителем для распознава-ния его обитателей.

Лесная природная зона

Природное сообщество . Этажи леса

Технологическая карта изучения темы «ЛЕС – природное сообщество» Окружающий мир.

4 класс учитель Воробьева Наталья Сергеевна

Тема

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Цель и задачи темы

1) Познакомить детей с понятиями “природное сообщество;

2) Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
3) Формировать бережное отношение к природе;
4) Развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Планируемый результат

Познавательные умения:

-планировать свою деятельность, сопоставлять и отбирать необходимую информацию; анализировать, группировать; обосновывать своё мнение; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, взаимооценку.

Коммуникативные умения:

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные умения:

-отбирать соответствующую информацию, учебный материал; доказывать правильность своего ответа.

Личностные умения:

Ценить и принимать базовые ценности «добро», «бережное отношение».

Основные понятия

Понятия:

Лес – природное сообщество.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир», ч.1.А. А. Плешаков

Раздаточный материал

Презентация Power Point « Лес – природное сообщество»

Карта «Природные зоны России»

Плакат «Жизнь леса».

Источники дополнительной литературы.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1 этап. Организационный

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

I этап. Организационный

Эмоциональный настрой .

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их, они пришли к нам посмотреть какие вы способные, трудолюбивые, на протяжении всего урока будут наблюдать за вашей деятельностью и оценят Вашу работу… Давайте постараемся!

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Настроить детей на работу.

Поприветствовать гостей, учителя и друг друга. Настроиться на работу

2 этап

Проверка домашнего задания

Начнем нашу работу с проверки Д/з

Стр77 тест№24 (запись на доске) – 6 мин на работу

Обратили взоры на экран. На прошлом уроке мы изучали тему…

Давайте исправим ошибки… СЛАЙД 2

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. В нашем крае преобладают болотные почвы. За плодородие почв отвечают соли. Почвы не нуждаются в охране.

Познавательные УУД

Контроль за выполнением работы

Самостоятельная (индивидуальная) деятельность

3 этап. Актуализация знаний

Цель- актуализировать знания

II этап. Актуализация знаний

Внедрение в учебную деятельность.

Хочу пригласить, Вас сегодня туда

Где добро и чудеса

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти…

Ну что, готовы познавать новое и неизведанное…

«Узнай по описанию»

В этой зоне благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. Здесь живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи.

О какой природной зоне идет речь?

Покажите на карте Зону лесов? Сравните ее площадь с остальными зонами.

Что вы помните об этой зоне? Какие леса там встречаются?

ДАВАЙТЕ проверим правильность вашего ответа СЛАЙД 3

Прочитайте данные слова, обсудите в группах что это за слова, докажите, от какого слова они образовались?

* Определите ТЕМУ урока, ЦЕЛИ урока

Вывешивается картина леса.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока, определять цели.

Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

4 этап

Открытие новых знаний.

Цель- поиск и открытие нового способа действия

IV этап. Открытие новых знаний.

СЛАЙД 4 – чтение учащегося

- Есть леса хвойные, лиственные и смешанные.

Есть леса густые и редкие, сухие и влажные. В одних почву покрывают густые мхи, а в других – зеленые травы. Одни наполнены щебетанием птиц, а в других – тишина… Почему?

Обсудите в группах и дайте свой ответ: От чего зависит разнообразие лесов (климатические условия, хозяйственная деятельность людей…)

Рассмотрим наш лес – чем же он богат… (составление схемы на доске)

Ребята, как живут животные, растения, грибы в лесу по отношению друг к другу

Что значит вместе, подберите синонимы…

***Лес – ЭТО ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО (дописать тему урока).

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Организовать работу учащихся

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

5 этап. Применение новых знаний.

Цель - научить применять знания в практическом задании;

V этап. Применение новых знаний.

Групповая работа (правила работы в группах).

- Вспомним правила работы в группе

- Составим алгоритм выполнения задания (запись на доске)

2. Обсудить

3. Выполнить

4. Проверить

5. Выступить

Сегодня у нас встреча с биологами, зоологами, исследователями, учеными, экологами, ботаниками.

СЛАЙД 5

1 группа – с178 составить (нарисовать) «Этажи леса». Рассказать. Привести примеры.

2 группа – стр178 – 179 Поделить на группы «Кто, где обитает», привести примеры.

3 группа – Составить цепь питания.

4 группа – стр179 значение грибов, для чего нужны грибы.

5 группа – стр180 Лесная подстилка – из чего состоит, роль в жизни леса.

6 группа – составить памятку «Правила поведения в лесу».

Выступление групп – вывешивать работу учащихся на доску.

Заключение – чтение учителя.

Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье.

Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.”

ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ ЛЕС! ЛЕС- НАШЕ… (хором)

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУд

Познавательные УУд

Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивать правильность выполнения заданий.

6 этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель - учить анализировать свою деятельность, деятельность учащихся, оценивать

VI этап. Рефлексия учебной деятельности.

Какая учебная задача стояла перед нами?

Выполнили ли мы её?

Почему лес называют природным сообществом?

Давайте послушаем наших гостей, как они оценили Вашу работу.

Слово предоставляем родителям.

На следующем уроке, проверив ваше Д\З, посмотрев оценочные листы, выслушав мнение гостей я оценю работу каждого учащегося.

МОЛОДЦЫ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:стр 175-181 подготовить устное сообщение; задания в тетради.

Спасибо за урок.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Оценивают

свой результат и результат других учащихся




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Закрепление знаний учащихся о природе, о взаимосвязи компонентов живой природы леса.
  • Углубление знаний ребят о животном мире лесной полосы.
  • Развитие речи; познавательной активности учащихся.
  • Приобретение знаний по предмету учащимися в процессе игры.
  • Воспитание любви к природе; бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Презентация "Жизнь леса".
  • Смайлики.
  • Карта природных зон России.
  • Индивидуальные веера цветик-семицветик.
  • Жетоны для викторины.

1. Организационный момент.

(СЛАЙД 1-2)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!

Давайте посмотрим с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Покажите своё настроение с помощью карточек- смайликов.

Ну что ж, мне очень хотелось бы, чтобы ваше настроение осталось таким же хорошим или даже улучшилось.

2. Повторение пройденного.

Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?

Какое было небо?

Были ли облака? Как они выглядели?

Был ли ветер?

Видели ли вы птиц? Каких птиц вы видели?

Вывод: Молодцы! Вы много интересного увидели, значит вы очень наблюдательные.

3. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня мы продолжим разговор о разнообразии животных лесной полосы; о пользе этих животных; о необходимости охранять и беречь их; и проведём викторину "Лесные жители"

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь - мы свои"

(СЛАЙД 4-5)

(Карта природных зон)

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане: белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.

Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является - лес.

4. Проверка домашнего задания.

(ребята отвечают на вопросы учителя и на доске появляются карточки)

Что такое лес? (природное сообщество)

Природное сообщество

Какие организмы составляют природное сообщество?

  • Растения
  • Животные
  • Грибы
  • Микробы

Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны)

(- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной;

Грибы помогают растениям всасывать из почвы воду;

Растения дают пищу животным)

Давайте вспомним, как располагаются растения в лесу? (ярусами)

Воздушное пространство

  • 5 ярус - деревья
  • 4 ярус - кусты
  • 3 ярус - трава, ягоды
  • 2 ярус - мхи
  • 1 ярус - почва

5. Заселяем лес.

Весь лес от верхушки деревьев до земли заселён животными.

"Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей"

Давайте оживим лес. По описанию узнать животного и поселить его в нужном ярусе в лесу.

Мелкое животное;

Живёт в дуплах деревьев

Зимой строит гнездо-гаюшку;

У него пушистый хвост, на ушах кисточки;

Питается орехами, грибами, ягодами (белка - верхний ярус)

Какие животные обитают ещё в верхнем ярусе? (птицы)

Какие животные обитают в почве? (крот, черви)

А в воде? (рыбы, земноводные)

А в воздухе? (насекомые)

Каких животных можно встретить в это время года в лесу?

(тигра, волка, лису, зайцев; птиц: дятла, синичек и др.)

Кто из лесных жителей является символом Приморского края и изображён на гербе?

(тигр), (показать герб Приморского края)

6. Игра "Цветик-семицветик"

Учитель называет животное, а учащиеся с помощью "веера" показывают среду обитания этого животного.

Шмель - (4 ярус)

- ёж - (3 ярус)

Дятел - (5 ярус)

Черви - (1 ярус)

Белка - (5 ярус)

Крот - (1 ярус)

7. Физкультминутка

"Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась"

8. Аукцион

Учитель показывает открытку с изображением животного и говорит:

Эту открытку получит тот, кто ответит на большее количество вопросов о жизни, повадках, привычках и характере этого животного:

Рысь Тигр
- рысь 1. Как называют это животное? - тигр
- в лесах 2. В лесах, в траве или воде оно живёт? - в лесах
- средних размеров (1 м 30 см) 3. Большое это животное? - 3,5 м, вес - 320 кг
- мышей, птиц, зайцев, лосей, глухарей, детёнышей оленей и др. животных 4. Чем оно питается? - дикими кабанами, лошадьми, крупным рогатым скотом, мышами, жабами и даже насекомыми
- только ночью, днём прячется 5. Питается ночью или днём? - ночью
- да 6. Опасно ли для человека? - да
- нет 7. Строит ли себе дом? - нет
- да 8. Содержат ли его в зоопарке? - да
- нет 9. Выступает ли в цирке? - да
- прячется в засаде на дереве, прыгает сверху на спину 10. Как настигает свою добычу? - идёт по следу, догоняет, быстро заходит наперёд, поджидает, нападает
- визгливый голос, как у молодых дерущихся котов. Хорошо плавает, лазает по деревьям. 11. Своё мнение об этом животном - Лазает по деревьям.

"Кабаний пастух"- берет только одного кабана. (в то время как волк- сколько успеет)

Итог: Открытку получает тот, у кого оказалось больше жетонов.

9. Викторина " Лесные жители"

(СЛАЙД 12-15)

"Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя окружают гурьбой"

За правильный ответ-жетон

Отвечать, когда тебя спрашивают

Не кричать (вопрос снимается)

Победит тот, кто наберёт большее количество жетонов

  1. Кто из зверей запасает себе еду на зиму? (белка, барсук, мышь, крот, бурундук)
  2. Кто из птиц в сильные морозы прилетает к человеку? (синица, воробей, поползень)
  3. Кто из птиц выводит птенцов в лютые морозы? (клёст, кедровка)
  4. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное жало. Его полёт сопровождается звенящим звуком. (комар)
  5. Маленькие нелетающие чёрные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жильё которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях. (муравьи)
  6. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль? (соль)
  7. Какое насекомое носит " чин" морского офицера? (бабочка- адмирал)
  8. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
  9. Животное, которое строит себе дом на реке, сооружает плотины? (бобр)
  10. Сосёт ли медведь лапу зимой? Почему так говорят? (нет)
  11. каких животных спасут люди, если будут охранять сосны и ели? (клеста, белку, дятла)
  12. Кто из птиц не высиживает сам птенцов? (кукушка)

Подводится итог: (у кого сколько жетонов)

10. Итог урока.

Наша природа удивительно красива. Всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. (природное равновесие)

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Необходимы животные и нам - людям. (продукты питания, одежда)

В нашей стране принят "Закон об охране и использовании животного мира"

Почему? (дети отвечают)

Под охраной животные находятся в заповедниках (помогает спасению животных и зоопарки) (СЛАЙД 17)

В Приморском крае - 6 заповедников и 11 заказников

Я хочу, чтобы знания, которые вы получаете на уроках пригодились вам в жизни.

Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы, пели птицы.

Стихотворение (читает ученик)

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

11. Рефлексия

А теперь покажите ваше настроение. Как оно изменилось к концу урока? (карточки - смайлики)

Оценивание

Конспект урока по окружающему миру 4-Б класс

Составила Дуляницкая Т.А. учитель начальных классов МБОУ «Дачновская СОШ» городского округа Судак

Тема: Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию, устанавливать прничинно - следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно - познавательных задач;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

Оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные: проявлять положительное отношение к учению.

О б о р у д о в а н и е: гербарий; записи голосов птиц.

Ход урока

I. Организационный момент . Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания .

С чем знакомились на прошлом уроке?

Приведите примеры различных типов почв.

Какая почва самая плодородная?

Какие почвы в нашем крае?

Почему нужно бережно относиться к почвам?

Как нужно охранять почвы?

Найдите ошибки в тексте.

«Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране».

ТЕСТ «ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА. ПОЧВЫ»

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы; в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре; в) лесной зоне;

б) степях; г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; в) перегноя;

б) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода; в) воздух;

б) камни; г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок; в) глина;

б) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;

б) 250–300 лет; г) 1–2 года.

О т в е т ы: 1(), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в).

III. Работа над новым материалом.

1.Самоопределение к деятельности .

Отгадайте загадку.

Город этот непростой,

Он дремучий и густой.(лес)

Почему он назван городом?

О чём будем говорить на уроке?

Прочитайте тему урока, записанную на доске. Слайд 2

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

И.Никитин

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Что мы будем делать для достижения этой цели?

Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Сформулируйте свои вопросы.

2.Лес- природное сообшество .

*Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

3.Ярусы леса.

Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями . (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.(Деревья, кустарники, травы.)

*Учитель показывает схему «Ярусы леса».

*Учитель предлагает заполнить таблицу: работа с гербарием (в группах)

ели

сосны

березы

осины

малина

смородина

калина

шиповник

костяника

кислица

ландыши

Что растет на самой земле?(Лишайники и мхи.)

4.Цепи питания.(работа в парах)

*Ученики в парах строят модель цепи питания.

*Учитель открывает схемы на доске.

Что обозначают стрелки?(Это цепи питания.)

Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?(В лесу животные находят пищу .)

Давайте рассмотрим цепи питания: дуб → жуки-короеды.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?(Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.)

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

(Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.)

5.Грибы.

В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят .(Грибы.)

Нужны ли лесу грибы?

Найдите в учебнике ответ на данный вопрос.(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

Физминутка.

Игра «Съедобное – несъедобное»

*Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их… (Опята).

(Дети стоят.)

2. А это – красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке – горошки. (Мухомор.)

(Дети садятся.)

3. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовики.)

(Дети стоят.)

4. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок…. (Масленок.)

(Дети стоят.)

5. Растут в лесу сестрички.

Рыжие... (Лисички.)

(Дети стоят.)

6. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Не бери ты их с полянки,

Называются … (Поганки.)

(Дети садятся.)

7. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)

(Дети стоят.)

Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

- Золотое правило грибника: «Не знаешь- не бери!»

Назовите правила сборов грибов.

6.Значение лесной подстилки.

Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?(Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.)

Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?

(Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.)

*Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.

7.Животные леса .

*работа в парах- выполнение задания2 стр.164

IV. Закрепление изученного .

Как живут растения и животные в лесу?(Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.)

Как можно назвать лес?(Лес – природное сообщество.)

1.Работа в группах .

Составте рассказ о лесном сообществе по предложенному плану настр.165 учебника.

*Заслушивание 2-3 рассказов.

Приведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на схему:

2.Лесные пожары.

Что может нарушить природное равновесие в лесу?

*Учащиеся выполняют задание «Обсудим!» на с. 168–169 учебника.

3.Значение леса.

Так для чего же нужен лес?

V. Подведение итогов.

*Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

Какова была цель урока?

Какие знания мы открыли?

*ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»стр.169

Рефлексия.

Что вызвало у вас интерес?

Что нового вы узнали на уроке?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Домашнее задание.

С. 164–169. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Сообщение о любом животном или растении леса нашего края .