Рылеев к. ф. Кондратий Рылеев — Дума XV. Иван Сусанин: Стих История создания поэмы рылеева иван сусанин

16.04.2024 Препараты

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
“Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколий очи...
Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой!” -
Вошед, проворчал так сармат молодой. -
“Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!.,
не заставь нас приняться за сабли!”
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их... Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет... ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “ИванаСусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством

Спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин – один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
“Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколий очи…
Жупан мой – хоть выжми, нет нитки сухой!” –
Вошед, проворчал так сармат молодой. –
“Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!.,
не заставь нас приняться за сабли!”
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет… ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “Ивана Сусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М. И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Иван Сусанин Ждут в селе Домнино ополченцев. Лишь красавицу Антониду не радует их возвращение, ведь нет среди них ее суженого. Иван Сусанин решается отсрочить свадьбу дочери. Внезапно с радостными вестями возвращается Богдан Собинин. Он сообщает о подоспевшей помощи и просит Read More ......
  2. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Read More ......
  3. Кондратий Федорович Рылеев. В литературном движении 10-20-х годов XIX века важное место занимает творчество поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена ближайших преемников Радищева. Наиболее ярким и талантливым среди Read More ......
  4. Стихотворение “Гражданин” (1825) – вершина гражданской лирики Рылеева. Здесь явно слышится голос поэта-трибуна, пламенного оратора, который считает себя вправе грозно упрекать, требовать ответа от колеблющихся сограждан. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей Read More ......
  5. ИВАН ДЕНИСОВИЧ – герой повести-рассказа А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” (1959-1962). Образ И. Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Read More ......
  6. Выделенные эпитеты ярко передают ненависть поэта к палачу парода. Насильственно оборвалась жизнь поэта, и его творчество осталось “недопетой песнью”. Однако в этой песне основной мотив прозвучал столь определенно и выразительно, что Рылеева мы можем без оговорок в творчестве которого жизнь Read More ......
  7. В стихотворении “К N. N.” (Ты посетить, мой друг, желала…) он очарован любимой женщиной. Интимная тема любовного послания поддержана мелодическими повторами, анафорами: Твой милый взор, твой взор волшебный Хотел страдальца оживить, Хотела ты покой целебный В взволнованную душу влить. Твое Read More ......
  8. Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отразившееся в его послании “К Косовскому”, (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат советовал поэту “навсегда” остаться Read More ......
Дума К. Ф. Рылеева “Иван Сусанин”

1. Вступительная беседа

Звучит песня М.Матусовского « С чего начинается Родина?» На фоне этой мелодии учитель спрашивает детей:

А что такое Родина? (Высказывания детей)

Верны ли ваши высказывания? Обратимся к Толковому словарю (Учащиеся работают с Толковым словарём Ожегова, зачитывают лексическое значение слова Родина. )

Итак, ребята, тема нашего урока – « Родина бывает разная, но у всех она одна». Как вы понимаете данные слова? (Высказывания детей, обобщение учителем). Затем дети подбирают синонимы к слову Родина.

(По мере ответов детей учитель прикрепляет на доску карточки с синонимами: Родина, Отечество, Отчизна. )

А у вас ребята, где Родина? (Дети зачитывают отрывки из сочинений о Родине, которые писали дома)(см. Приложения).

Я уверена, что вы любите свою Родину. А готовы ли вы в час испытаний защитить свою страну от врага? Пожертвовать ради неё жизнью? Это очень сложный вопрос, наверное, не каждый готов ответить на него. Но все вы знаете таких людей, кто ради Родины « ни сил, ни жизни не жалел»? (Да, это А.Невский, Д.Донской, герои Великой Отечественной войны…) Как называют таких людей? (патриоты).

Патриотом можно назвать и автора произведения, которое мы будем изучать на уроке, Кондратия Фёдоровича Рылеева. Современник Пушкина, он прожил недолгую жизнь-31 год. Это молодой, блестящий офицер, который сам был героем, защитником русской земли. Поэт-декабрист. Участвовал в восстании, целью которого было облегчить участь простого человека, крестьянина. Восстание было подавлено. Рылеева и других декабристов арестовали и приговорили к смерти. Рылеев погиб, но его произведения живут и поныне, а герои этих произведений – смелые, отважные люди. Сегодня мы познакомимся с одним из таких героев – Иваном Сусаниным.

2.Работа над новым материалом .

Что вы слышали об этом человеке? Это вымышленный герой или живший на самом деле? (учитель кратко обрисовывает обстановку, сложившуюся на Руси в тот исторический период).

Почему автор назвал своё произведение думой? Назовите однокоренной глагол к слову дума и подберите к нему синонимы. (Дума - думать, размышлять, рассуждать, мыслить).

Наша задача на уроке – ответить на вопрос: почему поэт выбрал для своего произведения жанр дума, над, чем он заставляет задуматься своих читателей?

(Текст думы сложно организован, поэтому мы рекомендуем читать учителю).

Какое впечатление произвела на вас дума?

Какие чувства и переживания вызвала?

Какой момент повествования показался самым напряжённым?

3.Словарно-лексическая работа .

Прочитайте текст про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Найдите непонятные слова и выражения. Постарайтесь понять их смысл из контекста, прочитав ещё раз. (Вотще - напрасно; дебри -непроходимое место в лесу; мнили – думали, сарматы, ляхи-поляки, враги; москаль, жупан и т.д.)

4.Вторичное чтение и анализ думы .

С чего начинается дума?

Что означают слова: «сердцем вскричали враги»?

Найдите и прочитайте строки, где ляхи упрекают Сусанина. В чём же?

В каких словах звучит уверенность ляхов в своей победе?

С кем разговаривает Сусанин ночью? Каким настроением, какими чувствами проникнуты слова главного героя? А кого защищает Сусанин? Куда он приводит неприятеля? Каким мы здесь видим героя думы? С какой целью он так себя ведёт? Прочитайте описание леса, в который входят на следующий день поляки, идущие за Сусаниным. Почему мы понимаем, что обратной дороги им не найти? Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

Как, с каким чувством звучат последние слова Сусанина? Как вы думаете, в каких словах выражена главная мысль думы? Сформулируйте её своими словами.

5.Закрепление.

Работа над образом героя, составление характеристики .

Начинается составление характеристики героя. Для этого необходимо рассмотреть Сусанина с разных сторон. Класс делится на группы.

1 группа работает над внешностью героя, пользуясь иллюстрацией. Доказать текстом.

2 группа оценивает поступки Сусанина до гибели. (Принял поляков как гостей, прикинулся хлебосольным человеком, их сторонником; как истинный христианин, всю ночь молится, но просит помощи не для себя, а для царя; прощается с сыном, но в своём решении остаётся непреклонен.) Привести доказательства текстом.

3 группа определяет роль природы в произведении. Зачем автор вводит описание зимнего леса? (Природа помогает Сусанину. Она насторожилась, приготовилась к встрече врага. Деревья боятся лишних движений, звери и птицы притаились. Враги почувствовали опасность.) Обязательно доказательство текстом.

4 группа работает над характером героя. (Иван Сусанин шел на смерть осознанно, обдуманно. Уходя из дома, он знал, что не вернётся. Сусанин умный, смелый, отважный, самоотверженный, крепкий духом герой. Он горячо любит свою Родину, царя.) Зачитать в тексте.

Можно ли поступок Сусанина назвать подвигом?

(идёт дискуссия, работа с Толковым словарём.)

Что такое подвиг? (в словаре Ожегова слово подвиг-

Это героический, самоотверженный поступок; раскрывается смысл понятий героический, самоотверженный.) Дети приходят к выводу, что Сусанин действительно совершил подвиг.

М.И.Глинка написал оперу, которую посвятил народному герою. Послушайте арию Ивана Сусанина. Постарайтесь представить себе Сусанина, его чувства перед смертью. (Звучит ария И.Сусанина из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»)

Какие чувства вызвала у вас музыка? (Беспокойство, скорбь, готовность к подвигу.)

Страшно ли было нашему герою? (Иван Сусанин понимал, что его замысел поляки раскроют. Свои последние минуты жизни он называет «горький час», «страшный час». Но в выборе своём он уверен.)

Почему Рылеев выбрал для своего произведения жанр дума? (В своём произведении Рылеев размышлял о судьбе народа, думал об Отечестве. Автор прославляет простого крестьянина, настоящего народного героя, совершившего подвиг во имя России.)

А кто из вас знает людей, совершивших другие подвиги? Как мы помним и чтим память этих героев?

А какие качества вы взяли бы у Ивана Сусанина, которых вам не хватает, над какими чертами характера вам ещё предстоит работать?

Урок завершается подведением итогов, объяснением домашнего задания.

В гражданско-патриотическом плане в думах истолкован Рылеевым поэт Державин: он выступает в думе как гражданин, защитник «народных благ, везде гонимых оборона». Чрезвычайно удачно вводя в свое произведение цитаты из Державина, Рылеев делает поэта героем-гражданином. Державину «неведом низкий страх», «он на смерть с презрением взирает», и творческая задача его - зажигать «доблесть в молодых сердцах стихом праведным». Наиболее знаменитые среди дум Рылеева - «Смерть Ермака» и «Иван Сусанин».

Дума «Смерть Ермака» превратилась в народную песню. Она захватывает целостностью могучего образа богатыря Ермака, грозно бушующей природы, трагическим сюжетом и динамической его композиции. Эпитеты в этой думе подчеркнуто - эмоциональны и гиперболичны: «громозвучная слава», «ревущая буря», «буйная жизнь», «грозная дружина», «мощная рука», «кипящий Иртыш». Легендарный Иван Сусанин приобрел у Рылеева историческую конкретность как собирательный образ крестьянства, трудового народа, объятого любовью к отечеству. Сусанин гибнет здесь не как верноподданный монарха, а как верный сын своего отечества. В жертвенном подвиге ради сохранения царя он мыслит спасение родины, ее спокойствие, конец междоусобицы и интервенции. Его молитва за царя - молитва гражданина, а не раба.

Проникновенно-торжествеенно он произносит: «Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!». Высшее достижение политической эволюции Рылеева - это поэма «Войнаровский». Это произведение, воскресившее эпизоды изменнической политики Мазепы, было подготовлено всей литературной практикой Рылеева, а его сюжет намечен в думах «Волынский», «Наталья Долгорукова», «Меньшиков в Березове», в особенности в трагедии «Мазепа», замыслы которой поэт набрасывал в 1822 году. Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует своего героя Войнаровского отважным тираноненавистником, привыкшим с детства «чтить Брута», душою «истинно свободного» и благородного «защитника Рима». Это пламенный патриот, готовый ради родины на любые жертвы. На прямой вопрос Мазепы о его готовности при случае не пожалеть себя за Украину он без раздумья восклицает:

    ... стране родимой Отдам детей с женой любимой; Себе одну оставлю честь.

Для современников Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к гражданской жертвенности. В рылеевском творческом наследии есть небольшая группа произведений, занимающих особое место. Это - агитационные по содержанию, народные по складу песни, написанные Рылеевым вместе с его другом, декабристом А. Бестужевым. Они сложены на популярные в те годы мотивы песен, что должно было обеспечить им широкое распространение. Из этих песен особенно интересна одна, являющаяся переработкой романса конца XVIII - начала XIX века. Это романс о любовнике, тоскующем на чужой стороне по своей милой («Ах! скучно мне на чужой стороне»). Авторы переделки переосмыслили эти слова, и чем популярнее был романс, тем острее воспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на родной стороне («Ах тошно мне...»). Популярная невинная песенка любовного характера наполнялась совершенно новым содержанием. В ней отчетливо слышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть к поработителям-барам и царю. Рылеев звал себя не поэтом, а гражданином, но был истинным поэтом гражданского мужества и героизма.

Он создал стиль мятежно-ораторской патетики, трибунно-героической проповеди и революционного призыва. Пушкин, признавая огромные возможности Рылеева, в марте 1825 года писал А. А. Бестужеву: «Он в душе поэт» - и требовал, чтобы создатель «Войнаровского» писал - «да более, более!» (13, с. 70). Пушкин формально не состоял членом декабристского общества, но он стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя поэтом-гражданином, выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал:

    И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

(«К Н. Я. Плюсковой»)

Конспект урока по литературе в 8 классе

Борисова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №11 им П.М. Камозина»
города Брянска

Тема урока: « Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».

Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.

Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».


Цели: 1)формировать и обогащать знания об историческом прошлом России; 2) расширять знания о понятии дума; 3) развивать устную речь учащихся и логическое мышление; 4) воспитывать чувство патриотизма.Методические приемы : рассказ учителя, комментированное чтение текста, аналитическая беседа, выборочный пересказ, работа над планом, словарная работа, заполнение таблицы.Оборудование урока: текст К.Рылеева «Иван Сусанин», текст Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» , портрет К. Рылеева и Б. Полевого, рисунки - иллюстрации учеников, орфографический словарь.Термины литературы: дума, тема, идея.

Ход урока.

    Подготовка к восприятию .

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Константина Федоровича Рылеева. Мы уже говорили о том, что поэт, размышляя о настоящем, метая о будущем, обращался к историческому прошлому русского народа. Он написал цикл исторических произведений, названных думами. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо историческому деятелю и озаглавлена его именем.


Учитель: Какие думы Рылеева вы знаете? («Олег Вещий», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака»)
    Сообщение темы и целей.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной думой К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Докажем, что подвиг Сусанина не единичен. И постараемся понять, что же движет людьми, которые сознательно идут на смерть. Тема нашего урока: «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Работать мы будем по следующему плану.

На доске

План урока. 1. Словарь урока. 2. Связь литературы с другими видами искусства. 3. Обзор произведения «Иван Сусанин» 4. Знакомство с произведением Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина». Учитель: В течение урока нам с вами понадобятся следующие термины.(в течение урока даются определения). На доске Словарь урока дума тема идея
    Анализ произведения
Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа, чертим таблицу «Иван Сусанин».
На доске тема Учитель: Кто такой Иван Сусанин? Что вы знаете о нем и его подвиге? (Чтение думы учителем под музыку Глинки из оперы «Жизнь за царя»)

Учитель: Итак, давайте вспомним, что такое дума? (Дума – украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. А также думой назвал и поэт-декабрист Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России).

Учитель: Как построено произведение? (Начинается с исторической справки). Учитель: Зачем нужна историческая справка? (Понять историческую основу описываемых событий). Учитель: Понятно ли содержание думы? Сделайте краткий пересказ.Учитель: Определим тему и идею произведения. (здесь можно вспомнить эти понятия) В тетради и на доске. Тема: Подвиг человека во имя Родины. Идея: Призыв к беззаветному служению отечеству. Преданность русского человека своему государству, родине. Учитель: Тема и идея раскрывается через образ главного героя. Как ведет себя Иван Сусанин с врагами? (анализ отрывка) Давно уж за полночь! Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороныРабота со словарем – вкушают, настороже, сарматы.
Учитель: Ребята, как называется такая лексика? (Устаревшая). Учитель: Зачем она нужна? (Максимально приблизиться к эпохе). Учитель: Почему оборона у Рылеева «святая»? (Защиты просит у бога на благо родины). Учитель: Найдите строки, подтверждающие, что все Сусанин делает во имя Родины.Текст. Любовь к отчизне и вере горя. * * * Я гибну за русское племя! * * *«Злодей! – закричали враги, закипев. – Умрешь под мечами» – «Не страшен ваш гнев… умру за царя и за Русь». Учитель: Что значит за «правое дело»? (необходимое, нужное) Учитель: Скажите, один ли Сусанин на русской земле готов пожертвовать жизнью? (нет) Подтвердите словами из текста.Текст. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!
Работа со словарем – мнили.
Учитель: Можно ли назвать Сусанина патриотом своей страны? Давайте вспомним, кто такой патриот.На доске. (вешаю табличку) ПАТРИОТ – ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА, РЕВНИТЕЛЬ О БЛАГЕ ЕГО.
Учитель: Итак, исходя из того, что мы сказали, запишем основные черты характера и поведения Ивана Сусанина.В тетради и на доске. Тема … Идея… Черты героя: мужественен, бесстрашен, патриот: любит свою родину, не может стать предателем.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали рассказ Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Кому из героев произведения мы можем дать такую же характеристику, как и Ивану Сусанину? (Матвею Кузьмину)

Учитель: Сделайте краткий пересказ текста.Учитель: Найдите в тексте слова, подтверждающее бесстрашие, мужество главного героя.Текст. (Работа по тексту) Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой… Он злорадно следил, как, будто стадо овец, метались по опушке чужие солдаты. усмехнулся в лицо издевательски бесстрашно: - Хотел купить… . - Сынки! Не жалей Матвея, секи их, с лица, … . Учитель: Какова тема и идя этого рассказа?Учитель: Мало того, что тема и идея схожи, оба произведения написаны на основе реально происходивших событий. Сообщение заранее подготовленного ученика о прототипе Матвей Кузьмина. Учитель: Почему же писатели разных веков обращаются к одной и той же теме, идее, берут за основу похожие ситуации? (вечная тема) Учитель: Современны ли сегодня вопросы, поднятые в произведениях?Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Какие эпизоды из произведений изображены.
    Итоги урока. Домашнее задание.
Учитель: Возвратимся к началу урока. Посмотрите на тему, записанную на доске. Каков же образ национального героя в изученных произведениях? Используя материал, полученный на уроке, вам необходимо будет выполнить домашнее задание: написать отзыв об одном из прочитанных произведений.

Список использованной литературы.

    Турьянская Б.И. , Комиссаров Е.В. и др. Литература 8 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2001 Золотарева И.В., Крысова Т.А. – Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004 Читаем, думем, спорим…: Кн. Для самост. работы учащихся по литературе: 8 калсс/ Авт – сосот. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007 Рылеев К.Ф. Думы. – М.: Просвещение, 1995 Полевой Б. Один день Матвея Кузьмина. – М.: Просвещение, 1996