Будда обозначает. Энциклопедия мифологии. Значение статуэток Будды

- (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»), в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много… … Энциклопедия мифологии

- (санскр. букв. просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623 544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды Шакьямуни, отшельник из шакьев)2)] В буддизме … Большой Энциклопедический словарь

Будда - >). /> Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда (“просветлённый”) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (“просветления”). В буддийском пантеоне насчитывается множество … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (санскр. budha мудрый, от budh понимать). Лицо, давшее индусам религиозные и нравственные законы и почитаемое ими как божество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДА в переводе мудрец, сын царя… … Словарь иностранных слов русского языка

- (просветлённый) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (просветления). В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Будда имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623 544 гг. до н.э.) … Исторический словарь

- (санскр. просветленный) в буддизме человек, достигший просветления, или нирваны. В буддизме также Будда имя собственное основателя буддизма принца Сиддхартха Гаутамы. Ванекоторых течениях буддизма, к примеру, ваджраяне, считается, что Гаутама… … Религиозные термины

Просветленный, мудрец, гаутама Словарь русских синонимов. будда сущ., кол во синонимов: 5 гаутама (1) мудрец … Словарь синонимов

- (санскр. просветленный) (ок. 567 488 до н.э.) основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Согласно преданию, Сидд хартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни отшельник из… … Новейший философский словарь

- (правильнее Б у д д х а, санскр., букв. – просветленный), Сиддхартха из рода Г а у т а м ы, – согласно буддийской традиции, основатель философии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Б. наполнены мифологич. вымыслами, что служит для нек рых… … Философская энциклопедия

Будда - (Buddha), титул, присваиваемый буддистами любому (земному или трансцендентному) существу, достигшему состояния нирваны (полного освобождения). Однако обычно так называют Сиддхартху Гаута му (сер. 1 го тыс. до н.э.), основателя буддизма. Согласно… … Всемирная история

Книги

  • Будда , Армстронг К.. Многим людям Будда известен лишь по статуям, изображающим его в позе лотоса с безмятежной улыбкой на лице. Но каким он был человеком, каким был мир, в котором он жил?Что сделал он за свои 80…

Конечно же, слова буддизм, буддисты у многих на слуху. Каждый знает, что эти термины обозначают одну из мировых религий и непосредственное ее приверженцев, но мало кто знает о человеке основавшем ее. Кем он был. И как стал культовой личность.

  • Сиддхартха
  • Гаутама
  • Шакьямуни
  • Татха-гата
  • Джина
  • Бхагаван

Все это имена одного и того же человека более известного как Будда. Все эти имена выражают либо принадлежность к мирскому статусу и роду, либо к религиозно-мифологической жизни. Попробуем разобраться, что означают все эти многочисленные имена:

  • Сиддхартха – имя, данное после рождения.
  • Гаутама – имя символизирующие принадлежность к роду.
  • Шакьямуни – «мудрец из племени таков».
  • Будда – «просветленный».
  • Татха-гата – «так приходящий и так уходящий»
  • Джина – «победитель»
  • Бхагаван – «торжествующий».

На данный момент имеются данные о пяти вариантах биографий Будды:

  1. «Махавасту», написанная во II веке н.э.
  2. «Лалитавистара», созданная во II-III веках н.э.
  3. «Буддхачарита», изложенная поэтом Ашвагхошей примерно в I-II веках н.э.
  4. «Ниданакатха», появившаяся благодаря труду неустановленных авторов где-то в I веке н.э.
  5. Абхинишкраманасутра, вышедшая из под пера буддийского схоласта Дхармагупты относительно недавно, в раннем Средневековье.

Когда родился Будда

По сей день, среди историков ведутся споры относительно даты жизни Сиддхартха. Одни ссылаются на официальное буддийское летоисчисление и указывают даты 623-544 год до н.э. Другие придерживаются иной датировки, согласно которой родился Будда в 564 году до н.э., а умер в 483 году до н.э.

Не точности и расхождения прослеживаются не только в датах жизни и смерти , но и в самой биографии. Кто такой Будда? В описаниях его жизни так тесно сплетены реальные и мифологические события, что отделить их друг от друга становится практически невозможно, поэтому судить о том, где правда и где вымысел очень сложно.

Краткая биография Будды

Все же попробуем хоть немного разобраться хотя бы с тем, откуда взялся этот загадочный человек. Родился он в местечке Лумбини недалеко от города Капилавасту, расположенного в северо-восточной части Индии, в семье Шуддходаны – царя племени шакьев, жившего в середине I тысячелетия до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии, и царицы Майи рождается наследник принц. Причем как это ни странно звучит, а в придании написано именно так, он родился из правого бока матери.

Видно из-за такого нетрадиционного способа рождения на малыша обратили внимания боги, которые совершили перед ним обряд поклонения. Будучи только родившимся малышом, Будда был способен разговаривать и произнес небольшую речь, обращенную к пришедшим к нему богам. В его коротком выступлении шла речь о том, зачем он пришел в этот мир. А пришел он для того, что бы стать владыкой мира который положит конец смерти и старости, а так же предродовым мукам матерей.

Родители принца будучи весьма богатыми людьми сделали все для того что бы принц ни в чем не нуждался. Когда Гаутама подрос, к нему приставили лучшего учителя, но тот вскоре заявил, что его ученик преуспел во всех науках и знает гораздо больше своего учителя.

Видя в Сиддхартхе необычайный ум и мудрость, родственники царя советуют женить своего сына, дабы тот не отправился путешествовать, оставив престол. Начинаются поиски достойной невесты, и в роли добровольца выступает девушка Гопа из рода шакьев, считающая себя идеальной кандидатурой и обладающая всеми необходимыми добродетелями.



Отец же девушки сильно опасается, что избалованный принц не сможет стать для его дочери достойным мужем, и устраивает соревнования за право обладания своей дочерью. Будда с легкостью побеждает в соревнованиях по поднятию тяжестей, подняв мертвого слона одним пальцем и забросив его далеко за пределы города. Так же он выходит победителем в соревнованиях по письму, арифметике и стрельбе из лука.

Впоследствии Будда женится на Гопе и у них рождается сын. Они счастливо живут в окружении гарема из 84 тысяч девушек во дворце. Но как то однажды он узнает о существовании на земле болезней, старости и смерти и тут же покидает дворец и отправляется на поиски пути избавления человечества от страданий.

Нелегко было отыскать спасительный способ для человечества. Принцу во время его долгого пути много чего пришлось понять и пережить разные приключения. Но в итоге он обрел ответ на интересующий его вопрос и стал продвигать эти знания в массы. Будда создал первую монашескую общину (сангха). И вместе с учениками 40 лет бродил по многолюдным поселениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

Умер же Будда в местечке под названием Кушинагара в возрасте 80 лет. Тело его было по традиции кремировано, а прах роздан восьми его последователям, шесть из которых были посланниками монашеских общин. Каждый, кто получил часть праха, захоронил его и на этом месте построил надгробную пирамиду (ступу).

Есть еще одно предание, которое гласит, что один из учеников Будды прямо из пламени погребального костра смог выхватить зуб учителя. Со временем зуб стал реликвией, которой покланялись, которую берегли и во время войны в целях безопасности перевозили из страны в страну. В конце концов, зуб обрел свое постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, где в его честь возвели храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества, начиная с V века н.э.

Перерождения Будды

Ну что же, с тем, что более менее реально в биографии Будды мы разобрались, можно переходить к более интересному - мифической составляющей и выяснить, кто такой Будда? Как утверждают приверженцы Будды, он 550 раз перерождался в виде разных существ:

  • 83 он был святым
  • 58 раз царем
  • 24 раза монахом
  • 18 раз обезьяной
  • 13 раз купцом
  • 12 раз курицей
  • 8 раз гусем
  • 6 раз слоном

А еще был:

  • Рыбой
  • Крысой
  • Плотником
  • Кузнецом
  • Лягушкой
  • Зайцем и т.д.

Все эти перерождения происходили на протяжении многих кальп, где 1 кальпа – период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих.

Не мудрено, что за такое количество времени пребывания на земле, переродившись в принца, Будда превосходил своими знаниями любых учителей. Удивительно то, почему за такое количество лет Будда раньше ни разу не слышал о нужде живущих в этом мире и не нашел способа помочь.

Просветление и реинкарнация Будды

Так или иначе, встреча с монахом подсказывает принцу путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины потребовало еще некоторых раздумий.

По легенде Сиддхартха садится под дерево и погружается в состояние созерцания на 49 суток, пока, наконец, не достигает просветления.

После того как Будда умер все его последователи ждут следующего его перерождения на земле в образе человека и возможно это событие уже произошло.

В 2008 году сотни паломников посетили леса Непала, чтобы собственными глазами увидеть 17-летнего юношу Раму Бахадур Банджану, неофициально объявленного еще в 2005 году очередной реинкарнацией Будды.



Все же не все буддисты верят, что этот молодой человек именно тот за кого себя выдает. В 2008 году он объявил, что собирается на три года уединяться от всех для созерцания и медитации, но через несколько месяцев выяснилось, что ни о каком уединении речь и не идет.

По Непалу пронесся слух, что Рам дает 45 минутные проповеди неподалеку от столицы Катманду. Множество половников тут же захлестнули аэропорт столицы, поспешив послушать, о чем же проповедует миссия. Выяснилось, что во время проповедей с приходящих собираются немалые пожертвования - якобы на строительство храма.

Власти Непала пока не предпринимают никаких действий, но и не исключают что Рам Бахадур Банджан самозванец и мошенник. Проповеди ведутся и сегодня, а храм так и не возведен. Куда идут деньги - остается загадкой.

Значение Будды для учения фен-шуй - ключевое и значимое. Это - его великий талисман, символ достатка, богатства, приносящий в дом веселье, радость, счастье, удачу и изобилие. Китайцы говорят, что когда-то, во время правления династии Лиань, в городе Чанган был такой человек - великодушный и милосердный монах Будай. Путешествуя с большим мешком, он говорил всем, что в этом мешке находится целый мир. Всегда веселый и радостный, с неизменной улыбкой, монах дарил детям сладости. Много позже фигурки Будды стали мощными талисманами этого города. А в Японии Будда, известный еще как Хотей , входит в семерку богов, почитаемых даосистами и синтоистами. В последние годы, когда учение фэн-шуй вышло за границы Китая и распространилось по всему миру, этот образ и имя завоевали огромную популярность в самых различных странах. Люди стараются поселить в своем доме маленького деревянного, фарфорового, бронзового, керамического либо из кости слона Будду, веря в то, что он принесет им счастье!

Статуэтки и фигурки

Для последователей фен-шуй статуэтка Будды имеет важное значение. Будды изображаются с посохом в руках, как символ здоровья, либо с монетами, символизирующими богатство, тыквой, приносящей в дом достаток, или жемчужиной – мудростью, и прочим.
По фен-шуй статуэтки Будды необходимо размещать, соответственно секторам Вашего жилища, призванным привлекать благо, находящееся в его руках. При нахождении статуэтки в гостиной лицом на восток, Будда будет притягивать в Ваш дом улучшение в социальном плане, у входа в дом - почет и уважение соседей, в южных комнатах - богатство. В любом случае статуэтка, размещенная в квартире, очистит дом от вредной отрицательной энергии и наполнит его благоприятной ци. Не стоит лишь, проявляя неуважение к божеству, размещать его в спальне, ванной и на кухне.
Фигурки Будды имеют самое различное значение:
Будда с детьми предназначен для тех, кто мечтает о большой семье. Статуэтка подарит Вашему дому многочисленное продолжение рода, а родителям – выдержку, здоровье и долготерпение.
Будда с зонтиком укроет от всех неприятностей, защитит от жизненных потрясений и непредвиденных несчастий и поможет улучшению Вашего социального положения.
Будда с монетками привлечет в дом финансовое благополучие, наполнит его несметными богатствами и поможет семейной жизни быть долгой, без всплесков и тревог.
Будда с драконом или черепахой привлекает финансовую удачу в дела. А черепаха – это еще и символ мудрости и долголетия.
Будда с персиком дарит своим владельцам крепкое здоровье и бесконечно длинную и счастливую жизнь, ведь персик в Азии - сокровищница полезных для организма веществ, дарящих долголетие.
Веер в руках Будды удаляет и разметает на жизненном пути все препятствия, мешающие двигаться вперед, очищает дорогу для новых начинаний и приближает благополучие в сложных делах.
Что бы ни означала фигурка Будды , все направляется на Ваше счастье, удачу, благополучие и достаток!
Сегодня такие статуэтки уже часто можно увидеть в офисах компаний, у входа в рестораны и отели, владельцы которых нацелены на достижение благоприятного результата.
Мастера фен-шуй советуют почаще поглаживать Будду по пузику, чтобы получать обещанные блага и всегда быть в отличном настроении. Фигурки Будды – замечательный подарок близким людям, друзьям и коллегам по работе. Преподносить их в дар - удачная примета, особенно перед Новым годом.

Будда

См. Буддизм.

Энциклопедический словарь

Будда

(санскр., букв. - просветленный),..

  1. имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды - Шакьямуни, "отшельник из шакьев" ) .
  2. В буддизме - существо, достигшее состояние высшего совершенства. БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas - проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет),
  3. в буддизме высшее состояние духовного совершенствования;
  4. имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара). Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623-544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная махаянская традиция датирует нирвану от 2420 до 290 до н. э., но большинство школ соглашаются на 380 до н. э. Европейские ученые придерживаются двух основных концепций датировки: исправленной долгой - 483 (+
  5. до н. э. и короткой - 380 (+ 30) до н. э. Последняя более обоснована археологически и культурно-исторически. Жизнь Жизнеописания Будды составлялись несколько столетий спустя; они сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на языке пали - Сиддхаттха, буквально Достигающий цели, Преуспевающий). Отца звали Шуддходана (на языке пали - Суддходана, буквально Имеющий рис), мать - Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (Хранительница славы), и у них родился сын Рахула (Схватывающий на лету). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается оставить сан, покинуть семью и уйти в пустыню под своим клановым именем Гаутама (на языке пали - Готама, буквально Лучший из пастухов; так звали ведического мудреца, от которого производили свой род цари шакьев). В обителях пустынников Гаутама провел 6 лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи). Просветление В результате последнего он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие перерождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению); стал Всеведущим и узнал, что достиг Освобождения (мокша) от цепи перерождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что он безжеланным шествует (в этом важном качестве его эпитет Татхагата, буквально Просто Прохожий) в мир покоя, нирваны (буквально недуновение). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветленным. Проповедь Произошло это событие близ местечка Гайя (Бодх-гая в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму (на языке пали - дхамма, по-тибетски chos). Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам 6 государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Дхарма Будды -одно из начал, объединяющих буддизм. Учение о Будде Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды - это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т. д. До Шакьямуни уже было по меньшей мере 6 будд (один из палийских памятников перечисляет 24-х будд), и после него ожидается Будда Майтрея (Тот, кто есть Любовь). Всем им присущи одинаковые внешние признаки (32 больших и 80 малых, в соответствии с которыми были выработаны изобразительные каноны), всеведение, 10 сил Будды и т. д., и все они учат одному Закону (см. Буддизм). В писаниях Великой колесницы (махаяна) доктрина Будды получила значительное развитие. Здесь Будда - высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих перерождениях в конце концов станут буддами. В то же время Будда - это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (Буддха-кайя) или Тело Закона (Дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, на которые можно попасть в сеансах высшей медитации. Все это изменило и расширило мифологию Будды, тем не менее ранние предания о Шакьямуни сохранились и в этих ритуально-созерцательных комплексах в качестве подраздела земной истории Явленного тела (нирмана-кайя) Будды, в котором он иллюзорно нисходит в нижние регионы вселенной. Писания Алмазной колесницы (ваджраяны) дополнили эти доктрины идеей об Изначальном Будде (Адибудде) - мифологическом образе единого бытия, а также идеей мгновенного, как удар молнии (ваджра), Просветления, после которого адепт становится буддой и которое возможно достичь уже в этой жизни с помощью определенных практик и средств (упайя). Литература: Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Пер. с санскр. А. П. Баранникова, О. Ф. Волковой. М., 1962. Джатаки / Пер. с пали Б. Захарьина. М., 1979. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К. Бальмонта. М., 1990. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911. Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Пг., 1916. Т. 1-2. Бехерт Х. Противоречия в датировке паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестн. древней истории. 1993. № 1. Жизнь Будды. Новосибирск, 1994. Андросов В. П. Происхождение буддизма (к методике и теории изучения) // Религии древнего Востока. М., 1995. Thomas E. J. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1952. Nanamoli Bhikkhu. The Life of the Buddha according the Pali Canon. Kandy, 1984. Lamotte E. History of Indian Buddhism from the Origin to the Saka Era / Transl. from French by Sara Webb-Boin. Louvain, 1988. When did the Buddha Live? The Controversy on the Dating of the Historical Buddha / Ed. by H. Bechert. Delhi, 1995. Wayman A. Untying the Knots in Buddhism. Selected Essays. Delhi, 1996. В. П. Андросов

Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» - это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя богом или пророком. Он был человеческим существом, которое стало Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге у него возникло побуждение покинуть дворец и последовать традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя Истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде.

Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный ум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является Безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения. Его качества - мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум проникает в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий - проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Его учение известно на Востоке как Будда-Дхарма, или «Учение Просветленного». Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждое существо обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех нас к Просветлению.